Наппа кожа, нарушение покрытия при чистке в ПХЭ

Проблема нарушения покрывных композиций на изделиях из кожи пигментной и полуанилиновой отделки при чистке в среде растворителей далеко не нова и связана с xлынувшей на российский рынок лавиной турецких и китайских товаров. Однако сейчас она приобрела особую остроту в связи открытием новых предприятий химической чистки и отсутствием опыта у персонала. В данной статье мы постараемся заполнить этот информационно-технологический пробел.

ПРОИЗВОДСТВО КОЖИ НАППА (NAPPA) ПИГМЕНТНОЙ И ПОлУАНИЛИНОВОЙ ОТДЕЛКИ

Чтобы полностью разобраться в объективных и субъективных причинах повреждения покрывных композиций на изделиях из мерейных кож (любой породной группы) с пигментной и полуанилиновой отделкой, нужно хорошо знать технологию производства этих фактур, применяемую в кожевенной промышленности. Изучение данной технологии поможет восстановить пленочное покрытие, если оно «пострадало» при обработке на предприятиях химической чистки.

Шкуры, из которых вырабатываются кожи с полуанилиновой отделкой и отделкой пигментированной аппретурой с последующим лощением, подвергают следующим операциям:

  • отмочно-зольным процессам,
  • чистке,
  • мягчению (для получения чистого лица),
  • равномерному дублению,
  • однородному по цвету крашению,
  • жированию.

Жирование необходимо проводить таким образом, чтобы жир равномерно распределялся в толще дермы при минимальном количестве его в свободном виде в сосочковом слое. Если лицевая поверхность кожи жирная или в налетах, то до отделки ее обрабатывают 2% раствором уксусной или муравьиной кислоты, что также способствует получению хорошего блеска и лучшей адгезии покрывных композиций.

ПОДГОТОВКА ПОЛУФАБРИКАТА

Про изводят легкое поддубливание по цвету и шлифование мереи на проходных шлифовальных машинах абразивным полотном для частичного удаления лицевых пороков и создания однородной поверхности под отделку.

ПУЛЬВЕРИЗАЦИЯ

Смесь из покрывных красок и небольшого количества смол наносят на поверхность кож при помощи автоматических пульверизаторов на конвейере (покрывном агрегате). Затем покрытие подсушивают на том же автоматическом агрегате для покрывного крашения или в туннельной сушилке с подогревом.

ПРЕССОВАНИЕ

Производят гладкой плитой на гидропрессе при давлении 20 кг/см’ и температуре около 57 С. Этой обработкой уплотняют лицо кож для последующих покрытий. В кожевенной промышленности это первое покрытие, закрепленное при помощи прессования, получило название предгрунта.

ГЛЯНЦЕВАНИЕ

Состоит из нескольких последовательных покрытий аппретурой, содержащей красители, пигменты, смолы, пластификаторы и т.п. Для этой операции используют глянцовочные машины. После каждого нанесения глянца полуфабрикат подсушивают в специальных сушилках на конвейере.

ПРЕССОВАНИЕ

Кожи снова прессуют при высоком давлении и нагреве до температуры 150 ос для закрепления и сплавления аппретуры с пленкой от предшествующих покрытий, а также придания коже гладкой поверхности.

ПОКРЫТИЕ ЗАКРЕПИТЕЛЯМИ

Проводят одно или несколько покрытий водостойкими материалами (обычно эмульсиями пленкообразователей) при помощи автоматических пульверизаторов с последующей сушкой на конвейере. Нанесение этих аппретур придает
окраске водостойкость и желаемый глянец.
Если технология нарушена, при химической чистке могут проявиться различные дефекты пигментно-покрывающей отделки.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ПИГМЕНТНО-ПОКРЫВАЮЩЕЙ ОТДЕЛКИ:

  1. Как известно водные дисперсии полимеров (сополимеров) являются основой покрывной пленки на наппа-кожах. От их свойств во многом зависят такие показатели, как адгезии пленок, устойчивость покрытия к мокрому трению и многократному изгибу, термо и морозостойкость покрытия, а также стойкость к воздействию органических растворителей (ПХЭ и ФХУ) и других химикатов.
    Турецкие производители кожи, работающие фактически в условиях кустарного производства (стамбульский квартал Zеуtiп Вurпu), часто произвольно смешивают водные дисперсии полимеров на основе акриловых эмульсий с сополимерами, не содержащими акрилатов, нарушая соотношения, требуемые по технологии. Особенно это относится к наиритовым (хпоропреновым) латексам, представляющим собой водные дисперсии полихлоропрена.
    Наиритовые латексы при меняются в качестве пленкообразователя при составлении пигментированных грунтов на наппа-кожах в комбинации с другими дисперсиями полимеров (не более 50% от массы смеси) для улучшения морозостойкости покрытия, что особенно актуально для российских погодных условий. Добавление более 50% латекса при водит к получению покрытия с резиноподобным грифом и ухудшает его адгезионные свойства. В дальнейшем при чистке в среде растворителей такая покрывная композиция на плащах и куртках облезает ломтями и хлопьями.
  2. Большинство турецких производителей-кустарей, как правило, для нанесения покрывных композиций используют не автоматические покрывные агрегаты, а обычный пистолет-аэрограф с колбой большого размера. Отсутствуют и
    промышленные гидропрессы, на которых благодаря высокому давлению и температуре происходит закрепление покрывных композиций И сплавление. В результате наносимый предгрунт и грунт не закрепляются на кожевой ткани, что приводит к серьезным дефектам: при чистке компоненты покрывных композиций набухают, а при сушке пигментная аппретура отслаивается от кожевой ткани и трескается. Постоянное вращение барабана машины химической чистки (x/ч) усиливает данный дефект, в результате на изделии почти полностью нарушается пленочное покрытие.
  3. Недопустимо процесс сушки изделия в машине x/ч проводить при температуре 60-68 С. Под влиянием такой высокой температуры возникает локальное отслоение покрывных композиций из-за сильной релаксации кожи. Чтобы избежать подобной ситуации, перед началом работы следует задать на термостате необходимую температуру, которая не должна превышать 50 С.
  4. Практически каждое четвертое турецкое или китайское изделие из белой наппы, поступающее на российские предприятия химической чистки, не выдерживает обработки в органических растворителях. Это связано исключительно с нарушением технологии изготовления наппы белого цвета. Для грунтовки кожи белыми пигментами в кожевенной промышленности используют минеральное вещество — очищенную двуокись титана, очень устойчивый пигмент с высоким показателем отражения.
    Благодаря данному свойству пигмент используют для красок и покрывных композиций. Обычно на практике водные суспензии этого белого пигмента вместе с разнообразными закрепителями (синтетические смолы, воск, казеин, клей и т.п.) наносят щетками или на покрывных агрегатах. При этом другие виды белых пигментов вводят как усилители цвета для экономии и получения желаемого грифа или излома.
    При нанесении смесей пигментов и закрепителей нужно быть предельно внимательным и аккуратным и соблюдать некоторые требования.
    Прежде всего, титановый пигмент следует наносить равномерным и как можно более тонким слоем путем многократных покрытий с промежуточными подсушками. Если наносить суспензию толстым слоем и ограничиться одним-двумя покрытиями, такой способ приведет к ее свертыванию. Другими словами, белая кожа не должна выглядеть «намазанной белой краской» и обнаруживать некрасивый грубый излом. На большинстве турецких и китайских полукустарных производствах для быстроты и экономии предпочитают минимально сокращать количество покрытий, получая при этом белую кожу плохого качества с грубым лицом, низкой степенью адгезии покрывной пленки и абсолютно неустойчивой к чистке в органических растворителях.
    Для соблюдения технологии крашения на российских кожевенных предприятиях нередко делают семь и более покрытий с про межуточным прессованием гидропрессом с гладкой плитой, чтобы получить гладкую белую кожу с красивым изломом.

Сход красителя с кожаного изделия

Распознать низкокачественную белую наппу можно обычным органолептическим методом до обработки в машине х/ч. Для этого нужно взять изделие обеими руками, осторожно сжать кожу в кулаках и потереть эти участки друг об друга. При появлении микротрещин на покрывной пленке, через которые явственно проглядывает голубоватый предгрунт, нетрудно заключить, что вещь непригодна к чистке в растворителе, так как произойдет локальное или полное нарушение покрывной композиции.

УДАЛЕНИЕ НАРУШЕННОЙ ПРИ ЧИСТКЕ ПОКРЫВНОЙ КОМПОЗИЦИИ (ПЛЕНОЧНОГО ПОКРЫТИЯ НА ДУБЛЕНКАХ)

Повреждение наппа кожи

Если вдруг однажды после чистки вы вытащите из барабана машины изделие из наппы в лохмотьях и трещинах, то не надо:

а) об этом сообщать клиенту;
б) судорожно перечищать изделие снова и снова;
в) пытаться удалить остатки пленочного покрытия абразивными губками, щетками, ногтями и т.д.;
г) закрашивать остатки покрывной композиции всеми доступными средствами.

 

Первое и самое rлавное, что необходимо сделать в случае локального или полного нарушения пленочного покрытия на наппа-кожах, — это тщательно и очень аккуратно удалить два основных слоя покрывных композиций — предгрунт и грунт.

Вам придется воспользоваться специальными растворителями для удаления покрывных пленок на наппа-изделиях —  (CHERON)

  • DЕСАР 20,
  • DЕСАР 2000
  • или очень агрессивный DECAP SOLVA D.

Эти наиболее эффективные на сегодняшний день препараты позволяют при минимальных затратах времени удалить пленку.

Данную операцию рекомендуется проводить на пятновыводном столе при включенном вакууме (лучше вообще в красильной камере), так как токсичность препаратов достаточно высокая и работать с ними надо осторожно.

Снимают пленку обычным хлопчатобумажным лоскутом, предварительно смоченным растворителем. Затем изделие следует просушить в течение 5-6 часов до полного высыхания.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПИГМЕНТНО-ПОКРЫВАЮЩЕЙ ОТДЕЛКИ

После удаления нарушенных при чистке в среде растворителей покрывных композиций проводят реконструкцию пленочного покрытия на изделии, максимально приближенную к технологии кожевенного производства.

Учитывая, что кожевая ткань при чистке и удалении пленки потеряла большую часть жировых веществ, наполнителей и приобрела максимально всасывающую способность, необходима гидрофобизация изделия для тщательной блокировки пор дермы и создания условий для последующих операций.

Гидрофобизацию проводят обычным аэрографическим способом в покрасочной камере оптимальными для данной операции препаратами:

—FUR VLF (GBM),

—WR 691 (CHERON), Water repelent CF

—HYDROGUARD 002 (FENICE),

—HYDROSTOP GG (BIAR).

После высыхания в течение часа изделие тщательно проглаживают на прессе с гладкой плитой при температуре 100-120 С для фиксации в толще дермы гидрофобизирующих препаратов и создания устойчивой «подушки» (подпласта) для нанесения грунта.

Чтобы создать устойчивую структурную пленку на мерее и усилить адгезию покрывных композиций на основе акриловых эмульсий, пистолетом-аэрографом с отверстием жиклера 0,7-1,2 мм при давлении 1,5-2 атм. тщательно и равномерно наносят грунт на основе водных дисперсий полимеров. Это могут быть:

  • LIVAL GR (BUFA),- долго сохнет
  • CASHMERE (FENICE)
  • или NAPPALAN AG 87 (BIAR).

После высыхания в течение 30-40 мин. изделие проглаживают на прессе при температуре 120-130 С две три секунды для уплотнения лица кожи при последующем нанесении покрывной композиции с пигментными красителями.

Проведя эти операции восстановления структурного слоя на мерее, можно перейти непосредственно к крашению изделия.

Учитывая высочайшее качество препаратов для отделки мерейных кож, фирма «FENICE» предлагает профессионалам пигментные концентрированные пасты MICRODOSE MIX, полиуретановые аппреты с создаваемой при крашении пленкой различной толщины и плотности CASHMERE, ТОР FINISH, а также модификаторы свойства поверхности МТ-5, МТ-18, повышающие органолептические свойства кожевой ткани после крашения.

После нанесения смеси данных препаратов и сушки в течение 40-50 мин. изделие проглаживают на прессе с гладкой плитой при температуре 120-130 С для закрепления и сплавления аппретуры с пленкой от редшествующих покрытий, а также придания коже мягкости, пластичности и ощущения новизны. В качестве закрепления покрывной пленки необходимо нанести полиуретановый или нитроцеллюлозный лаки SEW 5 (FENICE), ШХ PEL EMULSIONE, ШХ PEL FINISH (BIAR).

Следуя нашим рекомендациям, надеемся, вам удастся добиться желаемого результата и избежать
конфликтных ситуаций.

А. Артамонов

(Visited 34 times, 1 visits today)
0

Автор публикации

не в сети 7 дней

Тимур Лапанов

5,8
Перхлор скорее друг чем враг 🙂
flagРоссия. Город: Санкт-Петербург
Комментарии: 4Публикации: 163Регистрация: 16-10-2014

Добавить комментарий

Закрыть