Техническое обслуживание машин химчистки
|как ухаживать за любимой? о баках и системе циркуляции растворителя
Ответов на сей сакраментальный вопрос бесчисленное множество. Большинство респондентов скажет «нежно». Возможны и иные варианты – «трепетно», «в меру настойчиво», «с должным пиететом», но в то же время «не перегибая палку». Все это к ней, любимой машине химической чистки, конечно же, подходит, вот только общих слов недостаточно – нужны инструкции. Нужны – пожалуйста: сегодня мы открываем цикл статей, посвященных техническому обслуживанию машин химчистки.
Ниже приведем последовательность узлов и блоков машины, обслуживание которых мы будем рассматривать в этом году. Итак: данная статья рассказывает о баках и системе циркуляции растворителя.
Вопросы по обслуживанию машин химической чистки можно присылать уже сейчас к нам в чат и автор статьи ответит на них.
Внимание: узлы, которые редко используются в конфигурации машин, мы сможем рассматривать только по Вашим заявкам в чат и при наличии информации по данному вопросу.
В качестве иллюстраций к данной публикации возьмем узлы и компоненты машин химической чистки фирмы ITALCLEAN и TOP CLEAN (впрочем, многие описания подходят и для машин любой другой фирмы). Начнем с банального – последовательности работы машины (некоторые пункты могут повторяться в зависимости от выбранной программы):
- Открытие люка и загрузка изделий.
- Закрытие люка.
- Выбор программы обработки. Старт машины.
- Залив растворителя из бака в барабан.
- Мойка изделий (циркуляция растворителя в барабане).
- Слив в дистиллятор или обратно в бак.
- Отжим.
- Сушка.
- Охлаждение машины и проветривание барабана с изделиями.
- Конец цикла. Останов машины с последующей выгрузкой изделий.
Перед техобслуживанием машины химчистки необходимо выполнить следующие условия:
– заранее подготовить инструмент и расходные материалы для данного вида работ;
– отключить воду и электропитание, после чего повесить табличку с надписью «Работают люди»;
– все работы выполнять на выключенной и остывшей машине.
А теперь, наконец, к делу.
Как известно, машины могут изготавливаться с баками в двух вариантах. Первый – с одним клапаном, который работает и на вход, и на выход. Второй вариант – два клапана: один на входе и один на выходе. Преимущество второго варианта перед первым состоит в том, что с раздельной системой входа-выхода более интенсивно производится операция перемешивания растворителя в баке перед его сбросом в дистиллятор, и подобным образом днище и стенки баков чистятся от осаждающихся на них из растворителя взвесей. При первом же варианте (с одним клапаном) сбрасывается в дистиллятор лишь 30% всех взвесей, а остальная часть осаждается, что не может не сказаться на качестве обработки изделий.
Тем не менее, согласно регламенту планового техобслуживания машины химчистки раз в шесть месяцев производится ручная чистка баков. Для этого вначале необходимо снять с бака стекло и пройтись скребком по стенкам и днищу.
Всю грязь следует собрать совком, тряпками и утилизировать (если грязь жидкая, ее можно дистиллировать в дистилляторе). После обратно ставится стекло – с крайней аккуратностью, затягивая крепежные винты крест-накрест («звездочкой»). Если винты закручивать последовательно, по периметру, стекло может лопнуть. Резиновая прокладка, надетая на стекло, должна быть без трещин и разрывов.
Имеет смысл напомнить, что метки на стекле бака – это, как правило, наклейка, и она не смывается. Бывает, что риски нанесены на поверхность зеркала за стеклом бака. Соответственно, на стекле может стоять прокладка П-образного профиля, либо их две – снаружи и внутри. В этом случае внутренняя прокладка, из какой резины она ни была бы выполнена, постепенно разъедается растворителем, меняя свои размеры и форму. Поэтому целесообразно всегда иметь под рукой запасные прокладки для баков.
Следующая возможная проблема – уменьшение напора растворителя, подаваемого в баки или в барабан. Вероятнее всего, засорился насос (рис. 1, поз. 5), перекачивающий растворитель. Его нужно снять, разобрать и удалить грязь между крыльчаткой и корпусом, после чего поставить насос обратно. Когда насос новый, во время его работы в трубопроводе за счет разрежения воздуха создается достаточная сила всасывания, и проблем нет. А вот если насос уже изношенный, то такого разрежения уже нет. Чтобы насос заработал, в ловушку (рис. 1, поз. 6) следует налить 10-15 литров растворителя и включить его на перекачку из барабана в барабан. Если насос эксплуатируется 2-4 года, наиболее характерным недостатком его работы может стать долгое всасывание растворителя перед тем, как он начнет циркулировать в самой машине, и тогда нужна замена крыльчатки. Однако при сильном износе и это не помогает: необходима замена корпуса и крыльчатки насоса. Кроме того, может подтекать сальник оси насоса (в зависимости от модели это может быть обычный сальник, либо графитовый – так называемое графитовое кольцо). В этом случае его нужно заменить на новый.
При техобслуживании машины полезно обратить внимание и на работу фильтров (рис. 1, поз. 7). Если при циркуляции из барабана в барабан без включения «через фильтр» на манометре фильтра есть давление, это значит, что обратный клапан фильтра «пропускает». При наличии давления на манометре фильтра (обычно в пределах 0,4 – 0,6 атм) следует открыть обратный клапан и посмотреть, не соскочил ли флажок (тогда достаточно поставить флажок на место, и проблема будет решена). Если же клапан и после этого «пропускает», он требует замены. Суть данной проблемы в следующем: если обратный клапан «не держит», при работе без фильтра последний при циркуляции потихоньку наполняется растворителем (до объема 45 или 60 л, в зависимости от мощности фильтра), и за счет этого фильтры перестают работать.
Эта проблема особенно характерна для старых машин (выпущенных более пяти лет назад), где зеркальная поверхность так называемого «флажкового» клапана прижимается к другой поверхности. Создается эффект крышки кипящего чайника, когда пар из него наружу выходит (приподнимая крышку за счет своего давления), а обратно войти не может, поскольку за счет того же давления затыкает крышку обратно.
Из-за этого, как уже было отмечено выше, в фильтры набирается растворитель, а если при этом пропускает еще и входящий клапан, получается, что фильтр все время работает. Таким образом, клапаны на старых машинах работают по принципу перегораживания потока растворителя и подвержены быстрому механическому износу. Новые же клапаны (рис. 1, поз. 8) имеют прорезиненный золотник, который и перекрывает доступ растворителя. Часто для нормализации работы таких клапанов там нужно просто перевернуть золотник.
Данная статья предоставлена главным редактором журнала “Химчистка и прачечная” Артёмом Поминовым. С согласия автора Прохора Перхлорова. Если Вам будет интересно, то в чате “Валек” https://valek.su/chat/ или ниже в комментариях вы можете задать вопросы и Прохор постарается Вам ответить